Особенности бухгалтерии в сфере ЖКХ — права и обязанности сотрудника

Деятельность жилищно-коммунального хозяйства связана с предоставлением различного рода услуг гражданам и получением за это денежных средств. Поэтому в этой сфере необходима должность бухгалтера. Такая работа имеет свою специфику, а сотрудники наделены определенными правами и обязанностями.

Бухгалтер в ЖКХ: требования, права и обязанности

Бухгалтер в сфере ЖКХ должен свободно владеть компьютером и уметь использовать программы, предназначенные для бухучета. Сотрудник, осуществляющий деятельность в ЖКХ, должен знать свои права и обязанности. Для этого организацией составляется должностная инструкция. В ней содержится список требований, которым должен соответствовать работник. Должностные инструкции отличаются в зависимости от требований конкретной компании.

Бухгалтер обязан:

  • рассчитывать и осуществлять начисление заработной платы работникам организации;
  • вести строгий учет денежных средств, которые поступают на счет компании;
  • рассчитываться с ресурсопоставляющими организациями за предоставленные услуги;
  • отчитываться за проведение операций перед налоговой службой;
  • перечислять налоги на счет соответствующих государственных органов.

На этом список обязанностей не заканчивается. Полный их перечень может быть различным и зависит от организации.

Кроме обязанностей, бухгалтер имеет целый ряд прав:

  • представление интересов компании, связанных с финансовой деятельностью, при работе с другими организациями;
  • подписание документов, которые находятся в компетенции бухгалтера;
  • проведение инвентаризации с целью выявления факта недостачи материального имущества;
  • контроль над рациональным использованием средств;
  • повышение своей профессиональной квалификации.

Важно! Список прав сотрудника может быть различным в зависимости от конкретной должностной инструкции.

Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ

Для облегчения работы бухгалтера в программе 1С было создано специальное приложение — «Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ». Оно дает возможность сделать процесс расчета начислений за услуги и ведение учета частично автоматическим. Такой программный продукт подходит для многих организаций, задействованных в сфере ЖКХ. Благодаря тому что приложение создано на базе 1С, для его использования пользователю будет достаточно умения работать в этой системе.

Какие проводки используются при УСН?

Для того чтобы осуществить начисление и уплату налогов по УСН, в системе 1С необходимо использовать всего две проводки:

  • Кт 68 — отражает информацию о начислении налога на доход;
  • Дт 99 — содержит в себе суммы уже начисленного налога.

Общие правила бух. учета в ЖКХ

Законодательно не предусматриваются отдельные правила ведения учета в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Управляющие компании своими силами разрабатывают варианты ведения учета и утверждают их в учетной политике организации. Они руководствуются нормами положения по бухгалтерскому учету и рекомендациями от Министерства финансов.

Особенности бухгалтерии

Особенности учета зависят от того, какой статус имеет организация:

  • Некоммерческая организация. Создается для содержания имущества многоквартирного дома и для принятия коммунальных платежей.
  • Коммерческая компания. Работает по соглашению, составленному с жильцами дома.

Какую бух. отчетность сдает компания?

Компании, которые осуществляют управление многоквартирным домом, согласно действующему договору должны представлять бухгалтерскую отчетность, которая ничем не отличается от отчетности любой другой коммерческой организации. При упрощенном ведении учета компания должна сдавать отчет в упрощенном порядке. К нему относится только отчет о финансовых результатах, бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств.

Бухгалтерия в ЖКХ для начинающих: от А до Я

Работа бухгалтером имеет ряд нюансов, и человеку необходимо пройти обучение, чтобы стать специалистом в этой сфере. При работе в  УК важно понимать базовые вещи, с которыми работнику придется постоянно иметь дело.

Учетная политика

Учетная политика несет в себе учет зарплаты, расходов компании, доходов, налогов, а также содержит сведения о расчетах с организациями, осуществляющими поставку ресурсов. Разрабатывается политика согласно налоговому кодексу и положению о бухгалтерском учете. Нюансы, которые не регламентированы законодательством, разрабатываются самостоятельно управляющими компаниями. Обязательным условием при разработке учетной политики является указание в ней системы налогообложения.

Учет доходов

Управляющая компания в ЖКХ, как и другие коммерческие организации, имеет определенные доходы, по которым необходимо вести бухгалтерский учет. К ним относятся:

  • средства, поступающие на счет компании от потребителей ЖКУ;
  • оплата от предприятий или организаций, получивших услуги;
  • государственные субсидии гражданам, нуждающимся в поддержке;
  • дотации;
  • возврат средств согласно предоставленным льготам.

Учет расходов

Кроме средств, поступающих на счета, у компании есть также и расходы. К ним относятся:

  • средства, потраченные на заработную плату работникам;
  • затраты на содержание территории и многоквартирного дома;
  • расходы на канцелярию.

Отчет перед налоговой

Управляющие организации могут самостоятельно выбирать метод уплаты налогов. Делать это можно как в обычном порядке, так и по упрощенной системе. Компании оплачивают два налога: на добавленную стоимость и на прибыль.

Внимание! Сдавать отчет по упрощенной системе могут только небольшие организации со штатом сотрудников не более 100 человек.

Для проведения учета бухгалтерии ЖКХ законодательством не предусмотрены особые правила. УК имеют право самостоятельно решать, как будет проводиться учет. Права и обязанности сотрудника прописываются в должностной инструкции, которая в разных организациях может незначительно отличаться.

В этом видео, профессор кафедры экономики и предпринимательства Фельдман И.А. подробно расскажет о том, как производится бухучет коммунальных платежей:

Ссылка на основную публикацию