Поверка счетчиков воды — порядок проведения процедуры на дому, со снятием и без

Поверка прибора учета количества потребляемой воды – это тестирование на соответствие метрологическим нормам и требованиям. Простыми словами, процедура определяет, насколько точно прибор показывает. Как на практике осуществляется его диагностика и замена – об этом сегодняшняя статья.

Поверка водосчетчиков в сфере ЖКХ: основания

Необходимость проведения регулярной поверки приборов учета потребленных природных ресурсов, регламентирована законодательно. Базовыми документами, регулирующими данное мероприятие, являются:

  • ФЗ РФ, в частности, № 102 и 261 акты;
  • Правительственное постановление № 354 – о порядке оказания услуг населению.

Почему нужно проверять точность работы приборов? На качество их службы негативно влияют факторы:

  • повышенная жесткость воды;
  • ненадлежащая эксплуатация коммуникаций и системы водопровода, что приводит к преждевременному засорению фильтров очистки жидкости;
  • ранний износ счетчика – возникает при плохом качестве воды или механических повреждениях;
  • ссыхание отдельных частей механизма – происходит на фоне длительного отключения воды. Например, в летнее время, когда многие котельные закрывают на профилактику.

Сроки проверки

Нормативно-правовыми документами регламентированы временные рамки, в течение которых следует проводить данное мероприятие. Для приборов учета холодной воды – это период одни раз в шесть лет. Для горячей воды сроки более сжаты, ввиду негативного влияния температурного фактора и составляют 4 года.

Кому можно доверять поверку, куда обращаться?

Решить проблему помогут следующие организации:

  • муниципальная служба водоканала – ее работники устройство снимут и отвезут в мастерскую;
  • частные организации, имеющие государственную аккредитацию (подтверждается наличием лицензии на право оказания подобных услуг населению). Их работа оказывается на платной основе, в отличие от сотрудников водоканала. Преимуществом обращения к частным компаниям является оперативность выполнения. Кроме того, все мероприятия проходят дома у клиента.

Разрешения на поверку

Чтобы иметь право оказывать данный вид услуг населению, организация должна иметь аккредитацию, подтверждением прохождения которой является аттестат. Получить его можно только в одном учреждении РФ – ФСА, федеральном органе, курирующем эти вопросы.

Все компании, владеющие таким аттестатами, занесены в единый реестр Росаккредитации и имеют официальное разрешение на проведение поверок.

Сроки работы счётчиков и процедура замены

Помимо тех случаев, когда поверка приборов учета является обязательной, есть ситуации, когда это необходимо делать в связи с истекшим сроком эксплуатации устройства. В зависимости от технических характеристик и изготовителя, счетчики можно использовать в период от 7 до 15 лет. Те, что сделаны за границей, работают дольше, чем отечественные, но и стоят, соответственно, дороже.

Обратите внимание! Все сведения о порядке и сроках эксплуатации есть в паспорте и контроль истечения указанных рамок, ложится на пользователя.

Если счетчик пора менять, алгоритм действий его владельца будет следующим:

  • обращение в управляющую компанию по месту проживания и подача письменного заявления. Самостоятельно делать это не рекомендуется – доступ к прибору имеют только уполномоченные сотрудники;
  • договориться с мастером о дате посещения;

  • допустить работника к месту расположения устройства, проконтролировать, чтобы он зафиксировал его целостность, присутствие пломбы и снял последние показания. Только после этих действий можно демонтировать старый прибор и установить новый. Устройство пломбируют, а потребителю на руки выдают все сопроводительные документы.

Важно! Не все знают, что сроки работы счетчика исчисляются от даты его производства, а не от того момента, когда прибор установили. Этот факт нужно учитывать при его покупке – нередко в торговой сети реализуют товар, сделанный несколько лет назад. На технических показателях это не отразится, а вот на сроках – да.

Как проходит поверка измерительных водосчетчиков — основные этапы

Начинают мероприятие со снятия прибора. Счетчик демонтируется на месте, из системы не извлекается. Чтобы вызвать мастера с водоканала, необходимо подать официальное заявление. Сделать это можно, как лично посетив ведомство, так и на сайте компании. По желанию потребителя он может воспользоваться услугами частных аттестованных организаций, имеющих лицензию.

Следующий шаг – проведение проверки в лаборатории. Кроме этого, возможно проведение тестирования в домашних условиях. В первом случае счетчик доставляет в лабораторию владелец. Сроки, в течение которых будет дано заключение – не более 10 суток. Если все делать на месте, по времени на процедуру уйдет около 30 минут.

В обоих случаях счетчики тестируют по следующим показателям:

  • процент погрешности;
  • степень надежности;
  • безопасность;
  • воздействие на экологию;
  • эргономические характеристики.

Завершающий этап – установка и опломбировка прибора. В подтверждение окончания процесса – составление и выдача на руки потребителю всех необходимых документов (их перечень был рассмотрен выше).

Поверка счетчика воды на дому без снятия: основные моменты

Проведение поверки без демонтажа прибора экономит не только время владельца, но и его деньги. Ведь пока его тестируют в лабораторных условиях, потребитель платит не за реальный расход воды, а по средним тарифам.

Если говорить об объективности таких исследований, то 100% достоверными назвать их нельзя. Хотя с точки зрения закона, счетчик, выдержавший испытания, пригоден к дальнейшей эксплуатации.

Домашние условия не позволяют точно выявить состояние и степень износа абсолютно всех деталей конструкции. Гарантий, что вскоре после этого счетчик не сломается, никто не дает. В результате помимо суммы за услуги потребитель рискует потратиться на новый прибор.

Испытания счётчика: по каким принципам проходят?

Проверка точности измерения показаний счетчика проводится по такому принципу:

  • внешний осмотр – прибор проверяют на целостность и отсутствие внешних повреждений. Сверяют его соответствие паспорту изделия, устанавливают, хорошо ли читаемы показания;
  • опробование – выявляется степень герметичности. В течение нескольких минут прибор напрямую контактирует с водной средой;
  • определение уровня погрешности – специальный аппарат измеряет процент неточности. Если погрешность менее 5% — это считается нормой. Если больше – необходима калибровка либо замена счетчика на новое устройство.

Когда следует делать поверку, а когда лучше заменить счётчик воды?

Какой вариант предпочесть – оставить работать старый счетчик, или приобрести новый, зависит от результатов его тестирования. Если в акте будет указана одна из приведенных ниже, причин, целесообразна замена:

  • своевременный износ – устройство выработало положенный ему, ресурс времени;
  • сильные засоры в водопроводных трубах и коммуникациях;
  • полная или частичная разгерметизация внешней части корпуса, ставшая результатом механического воздействия на прибор;
  • протечка.

Документальное оформление поверки счетчиков

Любые действия организации в данном направлении должны подтверждаться документально. При отсутствии необходимых бумаг, процедура не будет иметь силы и классифицируется как нарушение действующих норм.

Все проведенные работы сопровождаются следующей документацией:

  • акт об оказании услуг;
  • свидетельство о прохождении поверки и технического соответствия счетчика заявленным характеристикам;
  • договор на обслуживание и ремонт;
  • акт введения прибора в текущую эксплуатацию. Фактически эта бумага является подтверждением окончания мероприятия.

Куда направлять документы и сдавать акт после поверки

Потребитель, получив на руки весь пакет, обращается в ЕИРЦ для постановки на регистрационный учет.

Важно! При замене счетчика дополнительно к указанным документам, подают и новый технический паспорт изделия, выданный производителем.

Права и обязанности потребителей

Как и у компании, являющейся поставщиком природных ресурсов, в данном случае, подаче воды, так и у конечного потребителя, есть свои права и встречные обязательства.

Собственники приборов учета в лице УК могут:

  • самостоятельно определять организацию, осуществляющую обслуживание и ремонт счетчиков и заключать с ними договор;
  • в ситуациях, когда работы не выполнены или выполнены некачественно, подавать жалобы в вышестоящие инстанции вплоть до исковых заявлений в суд.

В свою очередь, потребитель обязан:

  • своевременно оплачивать коммунальные услуги;
  • самостоятельно контролировать сроки подачи измерительных проборов на поверку, а в случае необходимости, своевременно проводить их замену на новые;
  • оплата услуг поверки и установка новых счетчиков – за счет потребителя. Исключение – определенные категории граждан, которым услуга предоставляется бесплатно.

Стоимость поверки

Все отношения между потребителями и компанией, оказывающей различные виды услуг, осуществляются в рамках двустороннего договора. Если в документе не указано иное, то материальная ответственность за процедуру поверки пробора ложится на плечи владельца. Этому факту имеется законодательное обоснование – работы не включены в перечень по содержанию и ремонту имущества жителей многоквартирных строений.

Четких ограничений со стороны государства по ценовой политике в 2019 году нет. Какой будет стоимость, зависит от действующих расценок конкретной компании.

Можно выполнить процедуру бесплатно

Выделены определенные категории граждан, кто может пройти процедуру бесплатно. Все остальные получают услугу по стандартным расценкам.

Закон гарантирует бесплатное проведение поверки следующим группам лиц:

  • людям, имеющим статус инвалида 1 или 2 группы – при наличии документального подтверждения данного факта;
  • участникам Отечественной Войны;
  • женам погибших участников ВОВ;
  • гражданам, трудившимся в годы войны, в тылу.

Местные органы власти уполномочены силами региональных постановлений, предоставлять право на бесплатное предоставление услуги дополнительным категориям населения, не вошедшим в общий список:

  • семьям, где есть несовершеннолетние инвалиды;
  • пенсионерам по возрасту;
  • малообеспеченным.

Что делать, если срок поверки истёк

После того, как регламент, отведенный на поверку законодательно, истек, потребителю дополнительно предоставляется ровно месяц, чтобы сверить прибор. Все это время тарифы за пользование водой будут рассчитываться по средним базовым нормам и за просрочку в данном случае штрафы не начисляются.

Если и это время истекло, сумма, подлежащая оплате на момент снятия контрольных показаний, будет пересчитана с учетом пени. Иные меры наказания к нарушителю не предусмотрены.

По истечении времени, регламентированного законом, следует проводить инспекцию устройств, фиксирующих расход потребителем природных ресурсов.
Учитывая тот факт, что приборы, особенно отечественного производства, быстро ломаются, а качество воды оставляет желать лучшего, иногда целесообразно не тратить средства на проведение ревизии счетчика, а сразу заменить его новым. При этом нужно понимать, что инспекция должна быть своевременной и обязательной – в рамках установленных законом, сроках.

Ссылка на основную публикацию